гора Догээ
Над столицей Тувы Кызылом возвышается гора Догээ. Она расположена на правом берегу Енисея и входит в систему Уюкского хребта Западного Саяна. Гора достигает высоты 1002 м.

В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей. Кардинальные хозяйственные и духовные перемены, произошедшие в Туве в XX в., повлияли на эту традицию. При Советской власти в период гонений на религию прекратилось проведение обрядов освящения Догээ. Отчасти преобразился облик вершины. На склоне горы появилась выложенная из камня надпись ТАР (Тувинская Аратская Республика). Позднее ее заменила другая - Ленин.

Распад СССР и последовавшие за ним экономический и культурный кризисы привели к новым изменениям. На Догээ, сменяя друг друга, стали возникать разные надписи, в числе которых оказались название республики - Тыва, наименование столицы - Кызыл, название популярной рокгруппы - ДДТ, английское слово - love, женские имена - Галя, Нина. Наступившая в республике стабилизация оставила на горе одну надпись - Догээ. Правда, еще она целый год соседствовала с Ниной.

Новая рыночная политика превратила гору в объект купли-продажи. Площадка на вершине была сдана в аренду частному лицу под установку радиовышки. Впрочем, радиовышки нет и поныне.

Безусловно, череда таких перемен не могла не затронуть отношения местного населения к горе. Догээ по-прежнему продолжает оставаться значимым объектом для жителей Кызыла (и также для большинства граждан республики), но восприятие ее сильно преобразилось.

Наиболее распространенным стало представление о Догээ как туристической достопримечательности. Именно сюда в течение всего года (особенно в теплое время) устремляются многочисленные гости республики, приезжие из других районов Тувы и сопровождающие их кызылчане. Действительно, с вершины открывается живописный вид на слияние Бий-Хема и Каа-Хема, горные хребты, степную террасу Догээ-Баары, острова Вавилинского затона, панораму Кызыла. Посещение туристами вершины не проходит бесследно. Скальные выходы, особенно в верхней части горы, густо покрыты автографами, инициалами, изречениями, картинками, символами, процарапанными или нанесенными краской.

Помимо туристов, Догээ активно посещают паломники. Их восхождения бывают трудно отличить от туристических походов, поскольку религиозная подоплека нередко слабо выражена. Однако в целом отношение к горе как сакральному месту широко распространено среди простых тувинцев, считающих вершину центром общения с духами, а подъем на нее - средством очищения от грехов. Благодаря паломникам на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шелковые «шарфы» и ленты), а также остатки сан (священный костер).

С возрождением буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из главных буддистских святынь. Этому значительно способствовала деятельность Камбы-ламы, храма Цеченлинг, тибетского монастыря Гьюдмед и общественного фонда <Энерел>. В результате их усилий на одном из юго-западных склонов была выложена из камней, окрашенных в белый цвет, мантра Ом мани падме хум длиной 120 м и шириной 20 м. Кроме того, монахи провели ритуал освещения надписи и развешивания лунгта (флажки с изображением <коня-ветра> и мантрами), предназначенный сделать гармоничной жизненную энергию верующих. Лунгта следует размещать в месте, продуваемом ветрами, каким, несомненно, является Догээ. Проведение ритуала привлекло тысячи граждан Тувы.

Позднее буддисты выдвинули предложение о возведении на горе часовни и 15-метровой статуи Будды Шакьямуни, установленной на пьедестале высотой 25 м. К монументу должна была вести лестница длиной около 600 м. Проект благословил Далай-лама и поддержало правительство республики. Появился благотворительный фонд «Золотая статуя Будды Шакьямуни на Священной горе Догээ» и открыт счет для пожертвований. Заказ на отливку скульптуры было решено отправить в г. Волгодонск Ростовской области, где ранее изготавливалась многометровая статуя Будды для Калмыкии. Однако разразившийся мировой экономический кризис отодвинул начало стройки.

Нельзя не отметить роль вершины как памятного и общественно-политического знака. Подъем на гору часто рассматривается как спортивное мероприятие или социальная акция. Так, с недавних пор организуются скоростные забеги на Догээ, связанные с различными событиями, например, «безалкогольными субботами», объявленными в русле последней антиалкогольной кампании. Также бытуют узкопрофессиональные традиции восхождения. Сотрудники Тувинской Контрольно-спасательной службы, начиная с 1980-х гг., ежегодно 2 мая зажигают на вершине костер в память погибших соратников. Подъем на гору как политическая демонстрация был проведен в 2005 г. Его совершили учредители филантропического фонда «Дерсу Узала», выражая протест терроризму в Беслане.

В последнее время Догээ превращается в государственный символ. В 2009 г. члены правительства Тувы (согласно обычаю, исключительно мужчины) встретили Шагаа (Новый год по лунному календарю) на вершине возле священного костра. Более того, официальный сайт тувинской столицы одно время размещался по адресу www.doge.ru.

Такое разнообразие восприятий Догээ сложилось совсем недавно. Остается до сих пор невыясненным, насколько глубоко в историю уходит наиболее архаичное представление - сакрализация горы. Для решения этого вопроса сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Государственного Эрмитажа обследовали склоны Догээ2. В результате были обнаружены две курганные группы и несколько скоплений петроглифов.

У подножья горы с восточной стороны, обращенной к Бий-Хему, слева от ущелья в восточном направлении тянется цепочка средневековых курганов. 5 каменных насыпей диаметром 5-7 м и высотой 30-40 см слабо задернованы.


Сходные 4 памятника находятся на другой стороне ущелья, в 30-50 м к северу. Они располагаются на горном склоне на двух небольших плато. Эти курганы также вытянуты в цепочку, параллельную первой. Объект, находящийся ближе всего к автомобильной трассе, поврежден. Его насыпь частично разобрана.

На пологом северном склоне расположено еще одно каменное сооружение диаметром 2 м и высотой 50 см. Оно, скорее всего, было возведено сравнительно недавно - 2-4 века назад - и представляет собой погребение или разрушенное оваа.

Следует отметить, что традиция использования Догээ в качестве места захоронения продолжается в наши дни. Возле первой группы курганов на правой стороне ущелья совершено обычное современное захоронение. Внутри ограды из штакетника, выкрашенного в синий цвет, находится могильный холмик с красным дощатым памятником в виде вытянутой усеченной пирамиды. К памятнику прибита табличка с надписью: Шойдан Бавуу Ховалыгович. 15.09.29-10.08.02.

Петроглифы на склонах Догээ, как и курганы, тяготеют к восточной стороне горы. Напротив грунтовой дороги, огибающей глиняный карьер, на вертикальной скальной плоскости просматриваются едва заметные царапины, сходящиеся в наклонную сетку. Рядом с ними контурной линией изображены фигуры стоящего оленя и какого-то травоядного животного. Оба зверя показаны в профиль и устремлены головами вправо. Эти рисунки, вероятно, относятся к этнографическому времени.

Наиболее выразительные изображения располагаются на правой стороне ущелья, южнее курганов на плато. Здесь на нескольких плоскостях выбито не менее 10-и схематичных рисунков: животные (козлы, олень? верблюд?), всадник на лошади, мужчина с фаллосом. Фигуры выполнены в профиль и направлены вправо, исключая двух геральдических козлов и фронтального мужчину, ступни которого тоже обращены в правую сторону. Эти петроглифы нельзя считать созданными одновременно, поскольку одна часть из них была нанесена по корке пустынного загара, другая же - после ее отслоения. Кроме того, отмечается разная стилистика изображений. Рисунки охватывают широкий хронологический промежуток - с хуннского периода по этнографическое время.

Сходные петроглифы широко известны на территории Тувы. Например, они представлены на скалах в долине Ортаа-Саргол, на горах Мозага-Комужап, Бижиктиг-Хая, Хербис.


Выше и чуть западнее имеются другие изображения. Это - 9 верблюдов и собака. Все фигуры профильные и устремлены вправо. Судя по стилистической манере, наиболее крупные рисунки могут относиться к хуннскому периоду или раннему средневековью, а малые - к развитому или позднему средневековью.

Несколько в отдалении от них выбита еще одна профильная фигура верблюда. Очевидно, она копирует предыдущие рисунки и была создана в этнографическое время. Стоит подчеркнуть, что образ верблюда достаточно редко встречается в петроглифике Тувы.

Над ущельем немного ниже тропы, ведущей на вершину, на скальном выступе, обращенном на восток, имеется скопление полустертых выбивок. Плохо различимые изображения (козлы?) частично перекрыты фигурой идущей влево лошади. От ее шеи отходит дуга, имитирующая повод. Дуга соединена с процарапанным прямоугольником, снабженным «ножками» и «антенной» (дом? кибитка?). По всей видимости, рисунок лошади датируется этнографическим временем. Дуга же и прямоугольник были добавлены позднее, сравнительно недавно.

На одном из пологих северных склонов среди горизонтальных скальных выходов под каменным козырьком выбито одиночное изображение козла. Животное передано очень условно. Фигура показана в профиль вправо. Ее появление, скорее всего, следует отнести к позднему средневековью - этнографическому времени.

Не исключено, что в будущем будут найдены новые петроглифы. На это указывают встреченные мало заметные одиночные рисунки и плохо сохранившиеся изображения.

Как показало исследование, гора Догээ представляет собой сложный культовый комплекс, сочетающий как курганные захоронения, так и памятники петроглифического искусства. На сегодняшний день можно утверждать, что она фигурировала в качестве особо почитаемого места как минимум с рубежа эр. Вершина наделялась сакральными свойствами более двух тысячелетий, и эта традиция продолжается до сих пор.


Мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" на горе Догээ


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz